Тревелфото или, что привезти из путешествия

Тревелфото

С нетерпением ждете отпуск и отель уже забронирован? Вас пригласили на работу в экзотическую страну? Вы фрилансер и можете работать вдали от дома, под шум прибоя и стрекотание цикад?
Оказавшись за границей, каждый человек проводит параллели: «как здесь» и «как дома». Количество и сила впечатлений зависят от разлета сравнений в их противоречии и одновременно единстве, пусть пока и непонятных. С помощью фотографий каждый может совершить путешествие от Мадагаскара до Чукотки, от Долины смерти в Америке до чайных плантаций Шри-Ланки … Когда у зрителя после просмотра серии снимков появляются собственные рассуждения и переживания по поводу увиденного, тогда можно считать, что работа тревелфотографа удалась.

Хобби? Творчество? Работа?
Чаще всего на пути тревелфото человек последовательно проходит эти три этапа.

Тревелфото как хобби.
В этот период мы восторженно снимаем все, что вызывает интерес, удивление и восторг. Нас привлекают буддийские пагоды, отражение в лужах, вон тот грязный парень и золотые огни большого города. Это отличный период времени, когда «всеядность» позволяет пропускать через себя все то, чего не можем наблюдать у себя дома. На основе личных предпочтений уделяем больше внимания тому или иному жанру. Если вас больше вдохновляют пейзажи, то в фотографиях преобладают природные и городские ландшафты, панорамные снимки. Наибольшую ценность будут иметь изображения людей и архитектуры, гармонично вписанных в окружающий пейзаж. Если привлекают портреты людей и жанровая съемка, то в фотографиях доминируют выражения лиц, эмоции и отношения людей, которых вы встретите на своем пути. Сблизившись с кем-то из них, вы можете открыть для себя обычно недоступный мир человеческих отношений, свойственных разным культурам. Фанатам абстракции, геометрических линий и архитектурных шедевров тревелфото дает безграничную возможность фиксации исторических, культурных и ремесленных находок. Не говоря уже о поклонниках живой природы, неисчерпаемое разнообразие которой дает безграничные возможности показать то, чего, возможно, никто и никогда не видел …
На этом этапе практически всегда организация, подготовка и проведение съемки полностью ложатся на плечи автора фотографий.

Тревелфото как творчество.
У фотографа появляется возможность самовыражения через свое видение и оценку сюжетов из жизни. В качестве примера можно привести работы мастера пейзажа с высоты птичьего полета — французского фотографа Яна Артюсса Бертрана. Его произведения уникальны, имеют характерный стиль и легко узнаваемы. То, что снимает Ян, практически невозможно повторить и скопировать без определенного таланта, опыта и организации съемок с самолетов, и вертолетов, забрасывания фото экспедиций в отдаленные уголки планеты.
На этом этапе фотограф пытается показать не только то, каким является мир, но и как он видит этот мир. Чаще всего подтверждением оригинальности такого видения становятся успехи в фотоконкурсах, популярность снимков в Интернете, публикации в журналах, выпуск фотоальбомов.

Тревелфото как работа.
Пути к третьему этапу имеют иногда непредсказуемое начало и переживают удивительные метаморфозы. Вам не обязательно проходить первый этап, потом второй и, наконец, подходить к третьему. Природа человека причудливая, а мир полон сюрпризов, поэтому сделать карьеру успешного тревелфотографа смогли и те, кто еще недавно вел переговоры с инвесторами в банке, ездил в командировку в научный центр на юг Чили или отправлялся волонтером в медцентр в экваториальную Африку.
Так или иначе, третий этап уже ставит фотографу рамки: темы, задачи, сроки и четкие требования к результатам. Если автор способен выполнять задачи, а его результаты поражают, он имеет возможность перейти сразу к третьему этапу. В этом принципиальное отличие данного этапа от двух предыдущих.
Здесь есть и плюсы — возможность путешествовать в разные уголки планеты, пользоваться поддержкой организаторов и помощников, и минусы — это задача редакции или заказчиков, и вставить что-то свое или отвлечься от темы бывает ой как сложно…

Часто тревел фотограф не выполняет какое-то конкретный заказ, а работает на перспективу — по собственной инициативе снимает и накапливает фотоматериал, который впоследствии будет представлен потенциальному заказчику. Это очень благодатная почва для самосовершенствования, раскрытия новых тем или проявления нового видения давно известных сюжетов.

К счастью, на всех трех этапах рекомендуется передача собственных впечатлений и переживаний, связанных с процессом фотосъемки. Это могут быть не обязательно чисто технические моменты, но и наблюдения, реакции автора, курьезы и советы. А на третьем этапе профессиональная подготовка текстовых материалов поможет превратиться в полноценного фотожурналиста, что даст толчок к личностному развитию и выходу на новые жизненные горизонты.

Планирование поездки.

Продолжительность путешествия — это один из важнейших аспектов, влияющих на съемку. С одной стороны, понимаем, что поездка не может продолжаться неограниченно долго, с другой — работа в режиме полного цейтнота может привести к потере важных сюжетов и мест, в потом и эмоциональное «перегорание» фотографа.
На продолжительность путешествия влияют:
— дорога к точке старта фото путешествия и обратно;
— прохождения границ и другая бюрократия;
— география местности и удаленность интересных объектов;
— масштабность и доступность мест, продолжительность событий;
— изменение локаций, их количество;
— климатические и погодные условия (наводнения, снегопады …), социальные явления (праздники и выходные, забастовки и выборы);
— ваш отдых.
Если приоритетом будет ландшафтная съемка, то, скорее всего, будут задействованы утро и предзакатные часы, когда освещение выгоднее. Поэтому все организационные вопросы и смену локаций нужно планировать на дневное время — с 10:00 до 16:00 (в зависимости от времени наступления сумерек).
Если вы собираетесь фотографировать прежде всего людей или социальные явления, то предпочтение будет отдаваться рабочему времени и моментам, когда люди проявляют наибольшую активность. Тогда утренние часы можно использовать для корректировки плана поездки, а вечера — для отдыха, подведение итогов, разбора материала или изменения локации.
Если у вас мало времени, а событий много, рекомендуется сократить их количество и сделать между ними перерыв, чтобы иметь время на съемку до, вовремя и после. Например, съемку всемирно известного фестиваля «Октоберфест» можно условно разбить на три этапа:
— за день до события: подготовка к фестивалю, приезд гостей, украшение города;
— день события: приезд гостей, застолье, церемония открытия, портреты людей, жанровая съемка интересных и смешных сюжетов, репортаж об организации и обслуживания гостей;
— «эпилог»: разборка и демонтаж конструкций, уборка, поиск «загулявших» персонажей, разбор материала, отдых, смена локации.

Если события будут продолжаться несколько дней, желательно быть на мероприятии от начала до конца. Возможно, потенциального заказчика заинтересует, чем церемония открытия этого года отличается от прошлогодней. Или, например, сейчас 20-летний юбилей, и захочется сравнить финал с тем, что был 10 лет назад. Проживая все события, вы станете не просто наблюдателем, а его непосредственным участником и знатоком, будете иметь больше возможностей разнообразить сюжеты и показать картину праздника целостной.

Если вам предстоит снимать несколько событий в разных местах одного региона или страны, есть смысл остановиться в определенной базовой точке и осуществлять радиальные выезды с возвращением. Это особенно уместно для одно- двухдневных поездок в диаметрально противоположных направлениях. Экономически обоснованными считаются расстояния до 50 километров в одну сторону.

Собирание в дорогу.

Документы.
Какие бумаги нужно тревелфотографу для вояжа?
— Документы для въезда в страну (страны) визы, рекомендательные письма, разрешения, справки о прививках и тому подобное. Как правило, перечень можно раздобыть на веб-страницах посольств. Рекомендуется готовить документы и получать визы заранее, даже если их можно получить в стране пребывания. В процессе поездки требования могут измениться, и тогда из-за отсутствия какого-либо необходимого бумажки ваше путешествие будет сорвано.
— Проездные билеты, авиабилеты, дисконтные карты для перемещения по территории.
— Разрешения на фотографирование, аккредитации для съемки учреждений, заповедников … Бумажная волокита и бюрократические преграды ждут вас, в частности, при получении разрешений на съемку официальных лиц, их резиденций, режимных объектов. Иногда отказы даются по непредсказуемым причинам. Чем больше поданных прошений и документов, переведенных на язык страны, в которую вы собираетесь, тем больше шансов, что ответственный за разрешения чиновник будет благосклонным. Очень ценятся рекомендательные письма от профессиональных организаций, союзов, общественных организаций, даже если сфера их деятельности далека от ваших съемок.

Снаряжение.
Этот вопрос стоит продумывать заранее и запасаться несколькими необходимыми комплектами для уверенности. Учитывайте особенности местности. Например, в места с высокой солнечной активностью (тропики и субтропики, высокогорья) берите защитные кремы и очки.
Отдельные требования — к обуви. Она должна быть удобной, надежной и заранее разношенной. Оптимально иметь две пары — для перемещения по «цивилизации» (кеды, кроссовки, удобные туфли) и специальная обувь, учитывающая географию съемок (горячие пески пустынь, болотистую местность, снега, скальные поверхности). Хорошо зарекомендовала себя обувь, изготовленная по технологии «GoreTex» («дышит», не промокает и быстро сохнет) и с подошвой «Vibram» (не скользит, устойчива к деформациям и агрессивной поверхности).

Оборудование.
— Одна, лучше две камеры, широкоугольная и быстромонтируемая видеокамера типа «GoPro».
— Штатив / монопод. Если речь идет о вечерней или ночной съемке, то без штатива не обойтись. Монопод вам поможет при фотографировании удаленных объектов, людей на спортивных или социальных мероприятиях. К тому же в некоторые храмы и музеи со штативами вход воспрещен, а с моноподом обычно проблем не возникает.
— Внешние вспышки, лучше с радио синхронизацией.
— Компактный отражатель или рассеиватель.
— Налобный фонарик.
— Дождевик или легкая ветровлагозащитная куртка.
— Планшет, нетбук или ноутбук.
— GPS-навигатор.
— Карты памяти.
Почти в каждом путешествии в самый неподходящий момент возникает отчаянный вопрос: «У меня, что нет места на карте?!». Съемка останавливается, интересный момент или сюжет теряется. Конечно, можно приобрести высокоскоростные карты по 128 ГБ, однако и это невыход. А если заглючит? В поездку стоит брать свои карты памяти для фотоаппарата!

Прибытие и адаптация.
Итак, вы успешно прошли все предыдущие этапы и, наконец, сможете заняться тем, ради чего и устраивали путешествие. Но и здесь есть свои нюансы.
Желательно влиться в новые реалии. Перечень мероприятий будет сведен к минимуму, если вы ознакомились с жизненным строем страны пребывания еще до поездки. Маленькая подсказка: если съемка ведется в бедных и отдаленных районах, возьмите с собой побольше конфет или сладостей — вам будут благодарны дети и фактурные пожилые люди.
Не предусмотренные либо не учтенные обстоятельства могут кардинально повлиять на фото путешествие. Например, такой мелкий нюанс: розетки в электросети другой страны могут не подходить к вашим зарядным устройствам! Как вариант — невозможность зарядить аккумуляторы и ноутбук. Хорошо, если вы находитесь в городе и проблему можно решить в магазине электротоваров. Хотя тратить драгоценное время распланированного фото путешествия на поиски переходников не слишком рационально. А если вы в отдаленной деревне и подзарядиться можно только от дизель-генератора?
Разница во времени может сорвать съемку из-за усталости и сбоя внутренних биоритмов, если не отвести время на отдых. Как правило, для адаптации к местному времени достаточно 5-10 часов сна в дороге или отеле.
Климатические различия тоже кардинально влияют на самочувствие. Если вы прибыли «из зимы в лето», организму нужно время на перестройку обмена веществ. Будьте внимательны к себе!

Жми «Нравится» и получай только лучшие посты в Facebook ↓

Тревелфото или, что привезти из путешествия